Cталинград: ратный подвиг милиции

Наряду с пехотинцами, артиллеристами, танкис­тами, лётчиками, сапёрами, связистами, военными моряками в Сталинградской битве, 80-летие победы в которой наша страна отмечает в феврале нынешнего года, участвовали и сотрудники советской милиции. Но об их вкладе в разгром гитлеровских полчищ на берегах Волги и в советское, и в нынешнее время почему-то рассказывают до обидного мало. Нынешняя знаменательная дата – прекрасная возможность исправить эту несправедливость.

И дело не в желании напомнить о причастности работников правоохранительных органов к общему великому делу, а в необходимости объективного взгляда на историю Великой Отечественной войны и важности сохранения исторической памяти нынешних и будущих поколений, что в наши дни становится одним из определяющих факторов для самого существования страны, о чём в последние годы постоянно говорится на всех уровнях.

То, что недооценка значимости работы по героико-патриотическому воспитанию молодёжи чревата фатальными последствиями, мы видим на примере Украины, где за несколько лет целенаправленной деятельности по искажению истории западные идеологи смогли переформатировать сознание целого поколения. Там внуки и правнуки солдат Великой Отечественной стали ярыми сторонниками националистических идей, а преступники, осуждённые за злодеяния во время войны, оказались для них национальными героями.

Вот почему в Общероссийской общественной организации ветеранов органов внутренних дел, во всех её региональных, образовательных и транспортных подразделениях большое значение придаётся историко-просветительской работе, постоянному напоминанию молодым соотечественникам о том, какой ценой досталась советскому народу победа над гитлеровской Германией и её многочисленными союзниками. И о том, что сотрудники милиции и бойцы войск НКВД сделали для её достижения не меньше других. Так было и во время великой битвы на берегах Волги, длившейся 200 дней и ночей.   

Несмотря на то, что в начале войны Сталинград находился за сотни километров от линии фронта, сотрудники и городского и областного управлений НКВД с первых дней гитлеровского нашествия приступили к выполнению задач военного времени. При этом условия их службы осложнились невероятно.

За первый военный год, пока бои ещё не докатились до него, через Сталинград проследовало около 450 тысяч беженцев, половина из которых осела в разных районах области. А уже на пятый день фашистской агрессии в город прибыли первые эшелоны с ранеными, и с каждым последующим днём их становилось всё больше и больше. Всё это многократно увеличило нагрузку на работников правоохранительных органов, поскольку задача по учёту и размещению эвакуированных, оказанию им необходимой помощи была возложена на сотрудников милиции, в первую очередь – на работников паспортных столов, участковых уполномоченных.

Надо помнить и о том, что в первые же дни войны многие из милиционеров были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Например, уже в июле 1941 года милицейскую гимнастёрку на военную поменяли 280 комсомольцев из числа сотрудников сталинградской милиции. А к началу первой военной осени количество пополнивших действующую армию милиционеров составило в Сталинграде 20% от штатной довоенной численности. Были отделения милиции, в которых вместо 15 участковых уполномоченных оставалось двое-трое сотрудников!     

По мере приближения врага к Сталинграду работники милиции стали основными организаторами мероприятий, которые городской комитет обороны предпринимал для эвакуации государственного имущества, постройки укреплений на подступах к городу и усиления охраны общественного порядка в нём.

Например, когда в октябре 1941 года обком партии принял решение о возведении оборонительных рубежей на дальних подступах к городу, милиционеры Сталинграда и области оказали военным и местным властям огромную помощь в мобилизации 100 тысяч человек гражданского населения и 8 тысяч подвод для этого строительства.

Летом 1942 года, когда немцы переправились через Дон, в Сталинградской области сразу же началась массовая эвакуация колхозного имущества, техники, запасов хлеба. В этой работе самое деятельное участие приняли сотрудники Калачёвского, Суровикинского, Чернышковского, Котельниковского, Ворошиловского, Нижнечирского, Серафимовичского райотделов милиции. За несколько недель они организовали вывоз из пределов региона 540 000 тонн зерна, переправу через Волгу 2 миллионов голов скота, свыше 3500 тракторов и комбайнов, 5000 грузовиков и 10000 подвод с колхозным имуществом.

К лету 1942 года Сталинград стал уже прифронтовым городом, регулярно подвергался налётам немецкой авиации. Часто именно сотрудники милиции первыми приходили на помощь сталинградцам, оказавшимся под бомбёжкой.

Например, оперуполномоченный уголовного розыска Михаил Харламов спас из горящих домов 29 семей с их имуществом. Лейтенант милиции Иван Карпов во время авианалёта помог укрыться в бомбоубежище почти двум сотням женщин и детей, хотя сам получил серьёзное ранение. Не один десяток жизней спас при варварских бомбардировках города и участковый уполномоченный 3-го отделения милиции Алексей Бибиков, пока сам не погиб в октябре 1942 года уже во время уличных боёв.   

Помощник начальника 3-го отделения милиции Иван Аверин, оперуполномоченный Степан Стрельцов, участковые уполномоченные Михаил ПотаповНиколай Фомичёв и другие сотрудники этого подразделения отстояли от огня больничные склады с запасом медикаментов и несколько магазинов, спасли государственного имущества на десятки тысяч рублей.

Руины мельницы № 4, расположенной на берегу Волги, сохранили в неприкосновенности до наших дней как свидетельство доблести и мужества защитников Сталинграда. Их всегда показывают гостям города. Но мало кто знает, что это предприятие вплоть до середины сентября 1942 года, когда бои шли уже в нескольких сотнях метров от него, продолжало бесперебойно работать. И всё это время мельницу охраняли милиционеры, которые вместе с рабочими не раз спасали её от пожара – тушили зажигательные бомбы и ликвидировали очаги возгорания.

Ещё один исторический факт, на котором почему-то нынешние историки не акцентируют внимание: именно сотрудники НКВД и милиции во время войны организовывали и руководили деятельностью истребительных батальонов.

В Сталинграде и области к лету 1942 года насчитывалось 80 таких формирований. И так уж вышло, что именно бойцы истребительных батальонов вместе со своими командирами-милиционерами одними из первых вступили в бой гитлеровцами, с прорвавшимися к городским окраинам. Произошло это 23 августа.

В тот день немцы, буквально протаранив танками позиции Красной армии, вышли к Волге чуть севернее тракторного завода. Поскольку регулярных армейских частей в тех местах не оказалось, к месту прорыва направили поднятый по тревоге 1-й истребительный батальон Тракторозаводского района, которым командовал лейтенант милиции Кузьма Костюченко. Его бойцы заняли оборону по правому берегу речки Сухая Мечётка и сумели остановить врага. Вскоре к ним подоспели на помощь около 200 человек из истребительных батальонов Дзержинского и Красноармейского районов города.

Почти двое суток милиционеры и их подчинённые удерживали занятый рубеж. За это время были моменты, когда ожесточённые перестрелки переходили в короткие и яростные рукопашные, но дальше фашисты в тот день не прошли. А 25 августа когда к ним на подмогу подошли боевые машины отдельного танкового батальона, бойцы истребительных подразделений, сами перешли в атаку и оттеснили противника на полтора километра от заводских цехов.   

Когда в Сталинграде начались уличные бои, сотрудники милиции бились с врагом не только в составе истребительных батальонов. После того, как немцы вклинились в город, городское управление НКВД из-за постоянных артобстрелов переместилось на запасный командный пункт, расположенный на берегу Волги. И единственным способом руководства отделениями милиции, остававшимися в городе, но отрезанными друг от друга, стала связь через посыльных.

В 4-м отделение милиции обязанности связного выполнял участковый уполномоченный Виктор Столяров. Однажды, доставляя распоряжения, он, что называется, нос к носу столкнулся с немецкими автоматчиками. Лейтенант милиции не растерялся, смело вступил с ними в схватку и вышел из неё победителем: забросав гитлеровцев гранатами, уничтожил всю группу. За этот подвиг он был награждён медалью «За отвагу».

Высшей награды того времени – ордена Ленина – был удостоен сотрудник 1-го городского отделения милиции Яков Котов, прославившийся во время уличных боёв в Сталинграде как бесстрашный разведчик, не единожды отправлявшийся в немецкий тыл и всякий раз возвращавшийся с ценными сведениями. 

Все защитники города знали о подвиге небольшой, наспех сколоченной группы, которой командовал начальник отдела областного управления НКВД капитан госбезопасности Иван Петраков. Это подразделение, состоявшее из 80 сотрудников милиции и взвода бойцов 10-й стрелковой дивизии войск НКВД, в середине сентября 1942 года предотвратила попытку гитлеровцев захватить одну из переправ через Волгу. Встав на пути двух рот автоматчиков и отбив у них два орудия, группа с помощью трофейных пушек двое суток удерживала подступы к реке. Во многом благодаря их стойкости в Сталинград смогла переправиться 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Александра Родимцева, сыгравшая важную роль в защите города.

К слову, в том, что это соединение, оказавшись на правом берегу, сразу же эффективно вступило в схватку за Сталинград, тоже немалая заслуга сотрудников милиции. Они, знавшие городские районы как свои пять пальцев, часто скрытно и самым безопасным путём проводили пребывавшие из-за Волги воинские части на определённые им позиции.

Так, подразделения 42-го полка 13-й гвардейской дивизии сразу после их переправы на исходный рубеж для атаки выводил уже упоминавшийся оперуполномоченный 3-го городского отделения милиции Степан Стрельцов. Именно благодаря ему гвардейцам удалось неожиданно появиться в непосредственной близости от противника, сходу пойти на штурм и выбить врага с занимаемых позиций.

В небольшом газетном материале невозможно перечислить все героические дела, совершённые сталинградскими милиционерами в те грозные дни. Но их вклад в общую победу на берегах Волги был весом и значим. Подтверждением служит тот факт, что 62 сотрудника сталинградской милиции в период боёв за город были удостоены орденов и медалей, а летом 1943 года ещё 712 милиционеров, участвовавших в той великой битве, получили медали «За оборону Сталинграда».

Николай Овчинников, председатель Общероссийской общественной организации ветеранов органов внутренних дел, генерал-полковник полиции в отставке.