К вопросу о "войсках PowerPoint" и о "спагетти"-схемах в презентациях: дефекты прикладной аналитики

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессор; Консорциум «Аналитика. Право. Цифра».


Прикладное аналитическое обеспечение военного и в целом государственного управления находится в России в кризисе. И по большей части те проявления деятельности в государственных структурах, которые произвольно маркируют как аналитические, в действительности, являются предметом (в критическом смысле) исследования девиантологии госуправления (см.: [1]).

В частности, в сфере военной аналитики имеют место проблемы подмены реальной военно-технической, военно-медицинской, военно-разведывательной, в целом военной аналитики, которые сводятся в немалом числе случаев к мнимо информативным картинкам – слайдам презентаций, в большинстве случаев по факту не несущим в себе никакого значимого, релевантного содержания, а порою даже и смысла.

В военной штабной культуре, в подмену являющейся хребтом штабной работы военной аналитики, глубоко укоренилась страсть к презентациям PowerPoint (вполне в рамках парадигмы «не быть, а казаться»), в тщетной, явно не оправдавшейся надежде на упрощение и иерархическое упорядочение отражения сложного и запутанного мира посредством таковых.

Tомас Хаммес называет это странное поветрие «искусством военной слайдологии» [2].

И это проблема военной аналитики (скорее – имитации таковой) далеко не только в России.

Как иллюстрацию-пример инструмента, «вышедшего из-под контроля», когда «подобно повстанческому движению, PowerPoint проник в повседневную жизнь военачальников и достиг почти уровня навязчивой идеи», приводят следующий случай. Когда генералу Стэнли А. Маккристалу, командующему силами США и НАТО в Афганистане, летом 2009 года в Кабуле показали схему (слайд программы PowerPoint – Рис. 1), которая должна была продемонстрировать сложность военной стратегии США, но которая, по мнению свидетелей, больше походила на «тарелку спагетти» и вызвала хохот всех присутствовавших в зале, Маккристал язвительно заметил: «Как только мы сумеем понять, что на этом слайде, мы выиграем войну», ещё больше подняв градус всеобщего веселья в зале [3; 4].

Рис. 1. Упомянутая «спагетти»-схема в программе PowerPoint, призванная показать «сложность стратегии США в Афганистане» (цитируется по: [5]).

Мы ни в коем случае не отрицаем, а подчёркиваем релевантность и высокое обеспечительное значение методов визуализации данных и визуализации полученных результатов в прикладной аналитике (см.: [6]), но к этому вышеописанная профанация не имеет никакого отношения.

Даже в этой схеме, если бы её создатели не пытались свалить всё сразу в одну кучу и задумались бы о восприятии её зрителями, можно было бы найти какое-то осмысленное содержание и даже услышать убедительные обоснования. но редундантная (чрезмерная избыточная) запутанность схемы сделала её абсурдной.

Увы, это чётко просматривающаяся тенденция.

Как писали СМИ, в войсках НАТО ещё во второй половине 2000-х годов фиксировалось появление «рейнджеров PowerPoint» внутри военной бюрократии. И в 2010 году полковник Лоуренс Селлин, офицер сил специального назначения НАТО, дислоцированных в Афганистане, стал жертвой «особенно современной опасности войны: усталости от PowerPoint», он был уволен со своего поста после того, как публично выразил своё недовольство офицерами, одержимыми PowerPoint, которые тратят больше времени на беспокойство о размере шрифта и маркерах, чем о данных, отражаемых маркерами. PowerPoint по своей сути не плох – просто неправильно понят. Плохая презентация может иметь даже катастрофические последствия [7], хотя гораздо чаще плохие презентации покрывают банальную дефектность и даже профанацию и фальсификацию прикладной аналитики.

По мнению американских военных аналитиков, презентации PowerPoint вполне могут быть релевантны и уместны для демонстрации карт и отображения статистических данных, показывающих тенденции. В остальном презентации PowerPoint могут лишь создавать иллюзии понимания и иллюзии контроля обстановки и процессов. Используют даже словесный оборот «смерть от PowerPoint» – для описания ошеломляющего ощущения, которое сопровождает брифинг из 30 слайдов. Просмотр некоторых брифингов в PowerPoint – это «просто агония». Многостраничные слайды PowerPoint при этом дают меньше информации, чем может вместить пятистраничный документ, но зато они освобождают их автора от необходимости «точить и полировать» текст, чтобы передать убедительную аналитическую точку зрения (это как если бы юристы представляли аргументы в Верховном суде в форме слайдов, а не в форме текстовых юридических позиций). Применение программы PowerPoint релевантно, когда не рассчитано на достижение цели передачи информации под принятие управленческого решения. Например, таким уместным случаем являются брифинги для журналистов, которые в структурах НАТО обычно длятся 25 минут и в конце которых остаётся лишь 5 минут для вопросов тех, кто ещё не спит (такие презентации в PowerPoint называют «средством гипноза цыплят») [3].

Как пишет Tомас Хаммес, «ежегодно службы тратят миллионы долларов на обучение наших людей тому, как думать. Мы инвестируем во всё, от военных училищ до школ унтер-офицеров. Наши старшие уровни подготовки, в частности, знакомят наших руководителей с широкими проблемами и глубокими взглядами в попытке объяснить сложный и интерактивный характер многих решений, которые они будут принимать. К сожалению, как только они заканчивают учёбу, наши люди возвращаются в мир, управляемый инструментом, противоположным мышлению: PowerPoint. Не заблуждайтесь, PowerPoint не является нейтральным инструментом – он активно враждебно относится к обдуманному принятию решений… Вместо того чтобы заставлять офицеров учиться искусству интегрировать и трансформировать сложные вопросы в связные аргументы, штабная работа теперь делает упор на изготовлении слайдов. Слайдология сама по себе стала искусством, а мышление часто сводится к производству слайдов. Очевиден недостаток ясности и глубины, присущий недооформленным мыслям слайдообразного формата. PowerPoint может быть очень эффективным, если используется для передачи информации для справки или в образовательных целях, но плохо подходит для того, чтобы быть эффективным помощником в принятии решений. Но, к сожалению, Пентагон практически сделал настоящий культ из презентации PowerPoint» [2].

Насколько Пентагон за истекший период сумел излечиться от этой зависимости, точных данных у нас нет. Но острота и прогрессирование этой зависимости в российских Вооружённых силах и силовых министерствах – это факт. И необходимы существенные усилия, чтобы изменить эту ситуацию.

Правда, отучить от сложившихся и закостенелых уже привычек к профанации и фальсификации прикладной аналитики, привычек «имитировать кипучую деятельность» под прикрытием странных бессодержательных картинок – может оказаться делом неподъёмным, крайне затруднительным. Говорят, пчела, достаточно долго просидевшая в закрытой банке, не предпримет попыток выбраться (или нескоро предпримет такую попытку) и после того, как экспериментатор снимет крышку [8]…


Литература, ссылки

1. Понкин И.В. Девиантология государственного управления: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 301 с.

2. Hammes T.X. Essay: Dumb-dumb bullets [Эссе: выраженно глупые маркеры презентаций] // <http://armedforcesjournal.com/essay-dumb-dumb-bullets/>. – 01.07.2009.

3. Bumiller E. We Have Met the Enemy and He Is PowerPoint [Мы встретили врага, и он – PowerPoint] // The New York Times. – 26.04.2010.

4. Bumiller E. Le pire ennemi du Pentagone s’appelle PowerPoint. L’armée américaine consacre de plus en plus de temps et de ressources à la présentation de sa tactique, au détriment de la réflexion stratégique [Злейший враг Пентагона называется PowerPoint. Военные США уделяют все больше времени и ресурсов презентации своей тактики в ущерб стратегическому мышлению] // <https://www.courrierinternational.com/article/2010/05/25/le-pire-ennemi-du-pentagone-s-appelle-powerpoint>. – 31.05.2010.

5. <https://static01.nyt.com/images/2010/04/27/world/27powerpoint_CA0_337-span/27powerpoint_CA0-articleLarge.jpg>.

6. Понкин И.В.Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 3-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2022. – 754 с. – С. 702–704. <https://moscou-ecole.ru/2022/03/31/methodology_research_analytics_3_ed/>.

7. Duarte N. Why we hate PowerPoints – and how to fix them [Почему мы ненавидим PowerPoint – и как это исправить] // <https://edition.cnn.com/2010/OPINION/10/15/duarte.powerpoint.fatigue/index.html>. – 15.10.2010.

8. Сигел А.Этцкорн А. Кратко. Ясно. Просто: Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2015. – xviii; 231 с. – С. 15–16.