«Чтобы орлы не падали, а козлы не летали!»
Набираешь номер, а тебе в ответ. «Абонент недоступен…навсегда».
5 апреля 2019 года ушел от нас оперуполномоченный Первомайского райотдела Управления КГБ по Москве и Московской области – директор ФСБ России генерал армии Николай Ковалев. Именно так, потому что работа на земле на многие годы вперед определила судьбу человека, который не ну думал ни гадал, что станет генералом. Мать лифтер, отец электрик.
«Спины не гнул, прямым ходил,
И в ус не дул и жил как жил»
В контору мы зачислены одним приказом. Шли по жизни с такими же пацанами в погонах. И если бы кто сказал, что будет генералом, либо посмеялись, либо вызвали психушку. Работа опером формирует психологический тип человека. И какие бы погоны не были на плечах, нормальный человек остается простым, доступным (от чего и страдал) и совестливым… Он таким и остался до конца жизни. Умный рассудительный, рисковый, ироничный… Людей делил на пчел и мух. В зависимости от того что они ищут.
Последние годы службы в конторе я замыкался напрямую на него – на директора ФСБ. И каждый раз он обвинял меня в неоправданном риске. «Ты аферист! С ума сошел! Не подпишу!» Но подписывал (а он куда денется!), потому что сам такой.
Риск был и остается особенностью этой профессии. И дело не в шампанском которое пьют те, кто рискует. В эпоху нерешительных амеб, словоблудов и боксеров заочников, мотивированная решительность единственное, что может спасти страну.
В Афганистан отправился по первому приказу, не моргнув глазом. Был советником. А вернувшись долго не мог адаптироваться к нашим реалиям «Мне бы ваши заботы» читалось в его глазах.
После августа 1991 года написал рапорт об увольнении. И только уговоры нового руководителя московского управления Евгения Савостьянова удержали его. Когда он советовался со мной, я ему сказал: «Коля, у нас два варианта. Плюнуть на все и уйти. Или плюнуть на все и остаться! Но кто придет вместо…» Он остался.
Работал, руководил операциями не за страх, а за совесть. После одной - была пресечен вброс в нашу финансовую систему миллионных потоков фальшивых долларов был «знатно» награжден «снятием ранее наложенного взыскания!» Ко всему относился со здоровой долей юмора. И даже гордился именно этим экзотическим поощрением…
Взлет на вершину ФСБ принял философски – фюреры приходят и уходят, а народ остается… Через полтора года «вахты» пост сдал новому директору В.Путину за 15 минут. Ушел не оглянувшись.
Он напоминал снайпера, у которого 1 градус обзора в прицеле. И даже в таких условиях он мог решать государственные задачи. Молчал, скрипел зубами, но работал. И решал!!!! Часто его охватывало отчаяние от популистских решений, суеты дилетантов, профанов и лизоблюдов.
Как романтик надеялся, что все встанет на свои места. Что наступит время и в Думу придут профессионалы. А пока - «Саша, о чем ты говоришь…». Махал рукой. На посту руководителя Комитета по делам ветеранов сделал много. Но видно переборщил: в очередной Думе комитет расформировали, и ветераны оказались брошенными.
В силу его личного авторитета известная партия в избирательные списки не включала. Что его не столько обижало, сколько по хорошему злило. «Иди по одномандатному округу». (Типа по ржавым гвоздям, при том, что он тяжело болен!) И он шел. На последних выборах в Орле он набрал больше 70%. И это при сопротивлении местной власти.
Сколько раз, мы обсуждали книгу его воспоминаний. И было что рассказать.
Но не успели… Суета. Лишь различные статьи и интервью. Писалось это легко и забавно. Смеялся – «во какой я умный!»
Однажды в интервью для "Российской газеты" на вопрос – ваш любимый тост улыбнулся «Чтобы орлы не падали, а козлы не летали». Через два дня после публикации звонит: «Ну мы завернули! У нас же в Орловской области губернатор Козлов!» (У них были сложные отношения).
Сегодня я заметил, что мой аккумулятор телефона долго держит заряд. Обычно с Николаем говорили часами. Последний раз 4 февраля 2019 г из больницы…
«Всё, брат, пока. У меня телефон разрядился».
И теперь уже навеки.
Александр Михайлов