Классификация видового многообразия дронов


Дианова Алла Витальевна, магистрант факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор


Современное взрывное развитие технологий беспилотных транспортных средств (беспилотников, дронов) актуализирует необходимость их должного урегулирования, что, учитывая весьма существенные различия между классами и условиями задействования дронов, является весьма непростой задачей. Поэтому на первый план выходит задача упорядочения знаний о дронах, чёткой систематизации их видов.

Ниже представлена авторская классификация, учитывающая современные научные подходы к пониманию и типологизации дронов и включающая следующие основные категории, их подкатегории, а также более узкоспециализированные виды дронов, разработанные, созданные и применяемые ныне (или проектируемые и тестируемые на будущее) для выполнения конкретных задач в различных отраслях.

1) по основанию рабочей среды (среды «обитания» и работы):

1.1) дроны воздушной среды:

1.1.1) нормальных условий воздушной среды;

1.1.2) в условиях высокого уровня радиации и в других критических условиях;

1.2) дроны водной и водно-воздушной среды (подводные, наводные, надводные, подлёдные, спелеологические);

1.3) стратосферные, космические, для работы на других планетах;

1.4) наземные и надземные;

1.5) подземные и карьерные;

1.6) дроны вулканической среды;

1.7) медицинские нано-дроны для работы внутри тел биологических объектов;

2) по основанию типа двигателя:

2.1) воздушные дроны:

2.1.1) с реактивными двигателями;

2.1.2) с винтовыми двигатели (включая аэростатный дрон с винтовыми двигателями):

2.1.2.1) с электрическим двигателями;

2.1.2.2) с двигателем внутреннего сгорания;

2.1.3) с комбинированными (смешанными) авиадвигателями (турбовинтовые двигатели, двухконтурные турбореактивные двигатели, винто-вентиляторные авиадвигатели);

2.2) дроны подводные, наводные и надводные:

2.2.1) с гидравлическим движителем (рабочая среда – вода): лопастные (весло, гребной винт, гребное колесо и др.) и нелопастные (газо-водомётные движители);

2.2.2) с гидравлическим движителем (рабочая среда – воздух);

2.2.3) с газо-водомётным движителем (рабочая среда – водо-воздушная смесь);

2.2.4) парусные;

2.3) наземные и надземные дроны:

2.3.1) с электромеханическим приводом;

2.3.2) с двигателем внутреннего сгорания;

2.3.3) с двигателем, обеспечивающим движение на воздушной подушке;

2.3.4) c роботизированными конечностями на серво-приводах для реализации двигательных функций;

2.4) космические и стратосферные дроны:

2.4.1) с электрическим двигателем на радиоизотопном термоэлектрическом генераторе;

2.4.2) c электрическим двигателем на солнечных батареях;

3) по основанию функционально-целевого назначения и назначенного применения:

3.1) гражданского назначения:

3.1.1) транспортные:

3.1.1.1) общественный и частный транспорт для перевозки людей (беспилотные поезда, трамваи, автобусы, такси, автономные судоходные средства);

3.1.1.2) карго-перевозок; логистические дроны;

3.1.2) геоинформационные, геодезические и картографические (аэрофотосъёмка; предназначенные для земельного межевания);

3.1.3) сельскохозяйственные:

3.1.3.1) сельскохозяйственные производственные (перечень не является исключительным):

3.1.3.1.1) производящие и обеспечивающие посев семян;

3.1.3.1.2) для физической обработки почвы (беспилотные тракторы);

3.1.3.1.3) для распыления средств защиты растений от вредителей;

3.1.3.1.4) для внесения сельскохозяйственных удобрений;

3.1.3.1.5) оросительные;

3.1.3.1.6) для сбора урожая;

3.1.3.1.7) для выпаса скота;

3.1.3.2) сельскохозяйственного мониторинга и контроля (мониторинг скота, мониторинг состояния посевов, инвентаризация сельхозземель и др.);

3.1.4) климатологические, метеорологические, гидрологические (в том числе океанологические), гляциологические, спелеологические;

3.1.5) медицинские:

3.1.5.1) дрон-дефибриллятор;

3.1.5.2) дрон транспортировки лекарств и результатов забора проб и анализов

3.1.5.2) дрон транспортировки раненых и больных;

3.1.5.4) дрон обеспечения линии связи под цели телемедицины;

3.1.5.5) медицинские нано-дроны для работы внутри тел биологических объектов;  

3.1.6) дроны для чрезвычайных ситуаций:

3.1.6.1) аварийно-спасательные (в том числе поисково-спасательные) дроны;

3.1.6.2) пожарные дроны (англ. – «autonomous firefighting vehicle»);

3.1.6.3) дроны проведения радиационной дезактивации, обеззараживания, дегазации;

3.1.6.4) дроны разведки пожаров, наводнений и других критических ситуаций;

3.1.7) дроны для обеспечения безопасности:

3.1.7.1) дроны-полицейские;

3.1.7.2) дроны правоохранительного наблюдения;

3.1.7.3) дроны мониторинга и контроля безопасности поведения (например, на пляжах, на автодорогах, на горных альпинистских склонах и т.д.);

3.1.8) строительные:

3.1.8.1) строительные производственные (дроны заливки бетона, дроны для укладывания кирпичей / строительных блоков);

3.1.8.2) мониторинга и контроля в строительстве (отслеживания, видео- и фото-фиксации процесса строительства);

3.1.8.3) дефектоскопические дроны;

3.1.8.4) цифрового twin-картирования зданий и иных объектов; 

3.1.8.5) трубопроводные;

3.1.9) горнодобывающие:

3.1.9.1) дроны геологической разведки;

3.1.9.2) шахтные технологические дроны;

3.1.9.3) автономный карьер и др.);

3.1.10) научно-биологические исследовательские (наблюдения за животными миром);

3.1.11) дроны-ретрансляторы связи, иные обеспечивающие связь дроны;

3.1.12) экологического мониторинга, контроля и фиксации;

3.1.13) промышленные;

3.1.14) энергетические;

3.2) военного назначения:

3.2.1) разведывательно-наблюдательные (патрулирования, наблюдения и фиксации);

3.2.2) транспортировки и доставки (включая дроны-носители дронов); логистические дроны, в том числе многофункциональный тактический транспорт (англ. – «multi-utility tactical transport» (MUTT));

3.2.3) ударные (сбросовые, камикадзе, оснащённые стрелковым и иными мобильными системами вооружения);

3.2.4) радиоэлектронной борьбы (дроны постановки радиопомех, дроны-засечки сигнатур и др.);

3.2.5) дроны-мишени;

3.2.6) минирующие (постановки минных заграждений);

3.2.7) дроны проведения радиационной дезактивации, обеззараживания, дегазации;

3.2.8) обеспечивающие связь дроны (включая дроны-ретрансляторы связи);

3.2.9) разминирующий (дроны для обнаружения и дистанционного подрыва);

4) по основанию размерности автономности:

4.1) дистанционно управляемый человеком (дистанционно пилотируемый) дрон;

4.2) полуавтономный дрон (управляемый на одних участках полётного задания и полностью автономный (самоуправляемый) на других), в том числе опционально пилотируемый дрон (может управляться как пилотом, находящимся на борту, так и внешним пилотом, яркий пример – автопилот авиационного судна);

4.3) полностью автономный (самоуправляемый) дрон (с задействованием машинного зрения и распознавания, самостоятельными трассировкой и корректированием маршрутов, идентификацией и выбором целей);

5) по основаниям размеров и весовых характеристик (собственный вес дрона; предельный вес оснащения или транспортируемого груза);

6) по основанию длительности автономного пребывания в рабочей среде и основанию предельно-доступной дальности работы (ближние (short-range) дроны, средние (mid-range) дроны, дальние (long-range) дроны);

7) по основанию интервала частот задействуемого канала связи, по основаниям модальностей модулирования сигнала и шифрования канала связи;

8) по основанию схемы компоновки (конструкции) летательного аппарата (для воздушных дронов):

8.1) самолётного типа;

8.2) мультикоптеры (однороторные дроны, мультироторные дроны (дикоптер (с 2 винтами), трикоптер (с 3 винтами), квадрокоптер (с 4 винтами), гексакоптер (с 6 винтами), октокоптер (с 8 винтами) и т.д., с разными схемами пространственной компоновки роторов);

8.3) вертолётного типа (есть пересечения с п.8.2) (соосные, с 1 несущим винтом и др.);

8.4) ракетного типа;

8.5) аэростатного типа (аэростатические);

8.6) конвертопланы;

8.7) гибридные;

9) по основанию типа конструкции крыла летательного аппарата (для воздушных дронов):

9.1) по основанию изменяемости крыла:

9.1.1) с неизменяемым (неподвижным) крылом;

9.1.2) с изменяемым (гибким) крылом;

9.2) по основанию числа несущих поверхностей:

9.2.1) моноплан;

9.2.2) мультиплан (биплан, триплан, гибриды);

10) по основанию «любительские / профессиональные»:

10.1) любительские и развлекательные:

10.1.1) игрушечные;

10.1.2) спортивные (гоночные, фристайл (для выполнения трюков));

10.1.3) для задействования в визуальных развлекательных шоу;

10.2) профессиональные (в том числе рекламные, а также перечисленные в позиции 3);

10.3) в образовательных целях;

11) по основанию типа ходовой части (для наземных дронов):

11.1) колёсные;

11.2) гусенечные (с гусеничным движителем и гусеничной лентой);

11.3) c роботизированными конечностями на серво-приводах для реализации двигательных функций (например – «робособаки»);

Следует отметить, что по объективным причинам имеют место некоторые пересечения различных вышепоказанных позиций.


Иллюстрация - авторства И.В. Понкина ©