Проект федерального закона "О безопасности детской игрушки"


Авторы-разработчики инициативного проекта [1]:

Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации,

Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук, старший научный сотрудник, действительный член Международной академии наук педагогического образования,

Понкина Александра Александровна, кандидат юридических наук, заместитель Председателя Правления Института государственно-конфессиональных отношений и права


Статья 1. Сфера действия и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с обеспечением качества и физической, интеллектуальной, информационной, социально-психологической, духовной и нравственной безопасности детских игрушек на территории Российской Федерации (далее – качество и безопасность детских игрушек).

2. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы:

– производства и распространения детских игрушек – в целях обеспечения качества и безопасности детских игрушек и игровой среды для детей, с учётом прав и законных интересов детей на обеспечение безопасных условий для их жизни, здоровья и развития, их отдыха и досуга, прав детей на игрушку и игру [2];

– предотвращения и пресечения производства, оборота, распространения среди детей, недопущения доступности для детей продукции, обладающей отдельными признаками детских игрушек, не являющейся детской игрушкой и способной причинить вред здоровью и (или) физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей [3];

– реализации государственных мер по защите, сохранению и развитию традиционных российских духовно-нравственных, семейных, социокультурных, историко-культурных и гражданско-патриотических ценностей в сфере детских игрушек и детской игровой культуры, сохранению культурной идентичности российского общества;

– осуществления государственной поддержки производства, оборота, распространения среди детей игрушек, способствующих воспитанию и формированию гармонично развитой личности ребёнка на основе традиционных российских духовно-нравственных, семейных, социокультурных, историко-культурных и гражданско-патриотических ценностей и обеспечивающих безопасную и полезную игровую активность, отдых и досуг детей;

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на производство и оборот следующих изделий, требования к которым устанавливаются другими законодательными актами Российской Федерации:

1) видео-игры, в том числе онлайн-игры, и игры, использующие приложения дополненной реальности и виртуальной реальности и иммерсивные (с эффектом присутствия) сервисы;

2) ёлочные и другие рождественские и новогодние украшения;

3) коллекционные масштабные модели транспортных или иных технических средств;

4) фольклорные и декоративные сувенирные фигурные объекты кустарно-ремесленного производства, другие предметы для коллекционеров, не предназначенные для использования детьми в качестве игрушек;

5) детские игровые сооружения на открытых игровых площадках и в помещениях игровых центров; детские площадки, детские игровые центры и детские парки (городки);

6) изделия, обладающие признаками детских игрушек, размером более полутора метров по одному из своих измерений (за исключением кукол и мягконабивных игрушек);

7) изделия для народных гуляний, карнавалов и других развлечений, кроме предназначенных для детей карнавальных и театральных костюмов и масок;

8) спортивные оборудование и инвентарь для занятий физической культурой и спортом, спортивных игр и соревнований;

9) пиротехнические изделия, наборы для химических опытов;

10) игровые устройства электрические и электротехнические, приводимые в действие от электрической сети с напряжением свыше 24 вольт, а также оснащённые двигателями внутреннего сгорания, паровыми двигателями или нагревательными элементами;

11) игровые устройства, действующие при опускании монет, жетонов, фишек или банкнот;

12) предметы и материалы для детского творчества, включая карандаши, фломастеры и мелки, краски для рисования, пластилин, массу для моделирования, глину для лепки, наборы для рукоделия и декорирования, бумагу для рисования, другие предметы и материалы для детского творчества;

13) иные изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В целях обеспечения защиты здоровья и (или) физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом устанавливаются соответствующие государственные стандарты, технические регламенты и требования в отношении разрабатываемых, производимых, допускаемых к обращению, допускаемых детям на территории Российской Федерации детских игрушек, а также указанных в части 3 настоящей статьи изделий.

5. Требования к предназначенным для детей видео-играм, в том числе онлайн-играм, и играм, использующим приложения дополненной реальности и виртуальной реальности и иммерсивные (с эффектом присутствия) сервисы, устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) детская игрушка (игрушка) – произведённый промышленным или кустарно-ремесленным способом либо самостоятельно созданный предмет, представляющий значимое для физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития ребёнка (детей) в возрасте до 14 лет благо, возрастосообразно соответствующее потребностям и возможностям игровой активности и проведения отдыха и досуга ребёнка и предназначенное для безопасного индивидуального или коллективного игрового использования и (или) традиционно используемое малолетними детьми для игр посредством совершаемых физических и воображаемых действий [4];

2) кукла – детская игрушка, воплощающая образ человека (в том числе ребёнка) или иного антропоморфного (человекообразного) живого существа, соответствующая традиционным духовно-нравственным, семейным и культурным ценностям и нормам и предназначенная для сюжетно-ролевых игр детей;

3) возрастосообразность детской игрушки – соответствие детской игрушки психофизиологическим, эмоциональным и социально-психологическим особенностям развития и интеллектуальным, сенсорно-перцептивным, психомоторным и двигательным способностям соответствующей возрастной группы детей, на которую детская игрушка рассчитана [5];

4) безопасность детской игрушки – состояние защищённости жизненно важных и законных интересов ребёнка в сфере детской игрушки как средства специфического информационно-психологического воздействия на сознание ребёнка и его систему ценностных и поведенческих установок от угрожающих здоровью и (или) физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей посягательств;

5) надлежащее качество детской игрушки (детских игрушек) – совокупность физических свойств детской игрушки, требования к которым устанавливаются государственными стандартами, техническими регламентами и требованиями, а также иных свойств детской игрушки, определяющих психологическую естественность и комфортность для ребёнка его взаимодействия с детской игрушкой и игрового обеспечения его отдыха и досуга, благоприятное возрастосообразное влияние детской игрушки на его физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, социализацию и приобщение к родной культуре и творчеству;

6) детская игровая культура – это совокупность культуросообразных и возрастосообразных детских игровых практик, устойчивых форм и способов психологически комфортной игровой активности малолетних детей и естественного для них проведения отдыха и досуга, направленных на развитие личности ребёнка, его социализацию, воспитание и обучение [6];

7) игровая среда для детей (детская игровая среда) – это физические и социально-психологические условия (среда) игровой активности и проведения отдыха и досуга малолетних детей, а также совокупность используемых при этом детских игрушек и игровых практик;

8) производитель детской игрушки – субъект предпринимательской деятельности, в число видов деятельности которого входит разработка дизайна и производство детских игрушек и (или) существенно значимых их комплектующих;

9) возрастная классификация детских игрушек – распределение детских игрушек по возрастным категориям детей, в соответствии с нормативно установленными критериями, с точки зрения безопасности, приемлемости (допустимости) и полезности этих игрушек для детей, исходя из психофизиологических, эмоциональных и социально-психологических особенностей развития и интеллектуальных, сенсорно-перцептивных, психомоторных и двигательных способностей соответствующей возрастной группы детей;

10) оборот детских игрушек – распространение детских игрушек, включая их продажу, аренду, прокат, бесплатную раздачу или дарение, либо предоставление, в том числе во временное пользование.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об обеспечении качества и безопасности детских игрушек

Законодательство Российской Федерации об обеспечении качества и безопасности детских игрушек основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающих дополнительные требования Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в указанной сфере.

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения обеспечению качества и безопасности детских игрушек

К компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения качества и безопасности детских игрушек относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере  обеспечения качества и безопасности детских игрушек;

2) разработка и реализация планов мероприятий, направленных на обеспечение качества и безопасности детских игрушек;

3) разработка и реализация плана мероприятий по государственной поддержке производства детских игрушек, способствующих социализации и воспитанию детей на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей и норм народов Российской Федерации;

4) установление порядка проведения добровольной экспертизы детских игрушек и порядка проведения обязательной экспертизы детских игрушек, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) разработка и утверждение возрастной классификации детских игрушек;

6) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации об обеспечении качества и безопасности детских игрушек;

7) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Требования к безопасности детских игрушек

1. Произведённые и (или) распространяемые в Российской Федерации детские игрушки должны соответствовать требованиям по качеству и безопасности, установленным настоящим Федеральным законом, и принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Промышленно или кустарно-ремесленно произведённые и находящиеся в обороте детские игрушки должны сопровождаться ясными и чёткими инструкциями по эксплуатации и предупреждениями на государственном языке Российской Федерации для снижения присущих им рисков использования, с указанием ограничений на использование, в том числе возрастных ограничений для пользователей, а также при необходимости – требований использования детьми игрушек только под наблюдением взрослых.

3. Игрушки для детей в возрасте младше 36 месяцев, а также упаковки таких игрушек, при использовании которых не по назначению может быть создана опасность удушья ребёнка или иного его травмирования, должны обеспечиваться дополнительными мерами безопасности и дополнительными предупреждениями.

4. Изготовители детских игрушек должны обеспечить наличие и работоспособность процедур для процесса оценки соответствия производимых детских игрушек требованиям по качеству и безопасности детских игрушек.

5. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования по качеству и по безопасности детских игрушек, закупки которых осуществляются для образовательных учреждений дошкольного и дополнительного образования, образовательных учреждений интернатного типа, детских медицинских и медико-социальных учреждений.

Статья 6. Продукция, недопустимая для распространения среди детей в качестве детских игрушек

1. В Российской Федерации не допускаются производство и оборот продукции, обладающей отдельными визуальными, звуковыми и другими признаками кукол и иных детских игрушек, которая произведена для распространения среди детей и использования детьми, использование которой в качестве детской игрушки может причинить вред здоровью и (или) физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, противоречит традиционным российским духовно-нравственным ценностям, целям государственной политики в сфере воспитания детей (далее – продукция, недопустимая для распространения среди детей в качестве детских игрушек). Указанная продукция не может быть признана детской игрушкой и допущена к малолетним детям.

2. К продукции, недопустимой для распространения среди детей в качестве детских игрушек, относится:

1) продукция, возбуждающая, провоцирующая, стимулирующая и (или) оправдывающая детскую жестокость и чрезмерную агрессию:

а) предполагающая изображение или моделирование ребёнком или участие его в таком изображении или моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости и бесчеловечности в игре;

б) побуждающая к жестокому обращению в отношении людей или животных, провоцирующая у ребёнка чрезмерную агрессию и проявления особой жестокости по отношению к персонажам игры – играющим партнёрам или сюжетной игрушке;

в) изображающая или моделирующая бесчеловечное обращение, включая пытки и истязания, мучения, глумление, применение изощрённых способов нанесения увечий и лишения жизни, а также иных деяний, намеренно причиняющих особые физические или психические страдания человеку, существу, имеющему явное сходство с человеком, или животному, включая расчленение их тел, манипуляции с ампутированными частями их тел;

г) натуралистически изображающая орудия пыток и истязаний;

2) продукция, направленная на устрашение ребёнка и провоцирование у него испуга, ужаса и паники:

а) продукция устрашающего и пугающего характера, направленная на вызов у ребёнка испуга, ужаса и паники, в том числе реалистично изображающая, моделирующая или транслирующая сильные страх и ужас, непереносимые боль и отчаяние, выраженную предсмертную агонию живых существ, включая звуковую и визуальную имитацию криков и жестов боли, ужаса, отчаяния и агонии;

б) демонстрирующая чрезмерно пугающие ребёнка образы зла и жестокости, включая образы трупов, а также образы людей и имеющих явное сходство с человеком существ с пугающе обезображенными чертами внешности;

в) детально и натуралистически изображающая или моделирующая трупы насильственно убитых людей, животных или имеющих сходство с человеком существ, их искалеченные и обезображенные тела и части тел, а также следы обильного кровопролития, связанного с этим;

г) детально и натуралистически изображающая или моделирующая физиологический процесс умирания или последствия ненасильственной смерти людей, животных или имеющих сходство с человеком существ, тяжёлых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме и (или) сильных травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф, либо детально и натуралистически изображающая или моделирующая акты вскрытия, самоубийства, членовредительства, рваные раны от укусов;

д) понуждающая ребёнка виктимно принимать на себя роль жертвы, позволяя имитировать убийство себя или издевательства над собой;

е) побуждающая ребёнка к самостоятельному совершению в отношении других людей, в том числе детей, действий, вызывающих испуг, ужас и панику;

3) продукция, вовлекающая ребёнка в детализированное и натуралистическое игровое изображение или моделирование факта смерти, а также оккультно-мистических ритуалов;

4) продукция, направленная на совершение интеллектуальных форм развратных действий с детьми, оказывающая нравственно растлевающее воздействие на детей:

а) направленная на навязывание и внушение ребёнку идей и установок запрещённой идеологии движения ЛГБТ, в том числе направленная на формирование интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям и направленная на изменение негативного отношения к ним на положительное, на формирование искажённого представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок, на убеждение в привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок, в том числе на формирование положительного образа лиц, состоящих в нетрадиционных сексуальных отношениях в связи с их нетрадиционными сексуальными предпочтениями, установками, выражающая положительную оценку или одобрение нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок, направленная на формирование положительного отношения к смене пола человека и на оправдание допустимости смены пола человека, отказа от своей природной половой принадлежности;

б) направленная на сексуализацию сознания ребёнка, вовлекающая ребёнка в моделирование или имитацию откровенно сексуальных действий, побуждающая детей к раннему началу сексуальных отношений и систематическим сексуальным контактам, формирующая представления о допустимости и нормальности ранних детских сексуальных контактов, распущенного сексуального поведения, в том числе проституции, как социально и (или) нравственно допустимых;

в) провоцирующая игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающая, моделирующая или имитирующая сексуальные отношения, облик и поведение сексуального характера, физиологию сексуальных отношений;

г) изображающая действия порнографического характера или транслирующая информацию порнографического характера;

д) изображающая или моделирующая изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, а также любые действия сексуального характера, насильственные или ненасильственные, в отношении ребёнка;

е) изображающая гермафродитов – людей или имеющих сходство с человеком существ, в том числе изображающая мужчин, находящихся в неестественных для них состояниях беременности;

5) продукция экстремистского или террористического содержания либо приравниваемого к этому содержания:

а) содержащая запрещённую символику или связанная с идеологией террористических или экстремистских организаций или движений, различных опасных для детей деструктивных движений (субкультур);

б) оправдывающая, романтизирующая или героизирующая терроризм и экстремизм, связанная с изображением или моделированием актов терроризма или экстремизма, актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и (или) религиозными ценностями народов России, вовлекающая ребёнка в такое моделирование;

в) оправдывающая, романтизирующая или героизирующая преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующая сознание ребёнка, в том числе с использованием символики криминальных сообществ (включая знаковые татуировки) или с использованием в игровом предмете криминальной лексики;

г) направленная на формирование у ребёнка пренебрежительного или неприязненно-негативного отношения к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;

6) продукция, противоречащая традиционным российским семейным ценностям и (или) направленная на их разрушение:

а) представляющая семейные ценности, супружеские, детско-родительские отношения в уничижительно-негативном свете, отрицающая или принижающая значимость семейных традиций, родственных связей с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами, формирующая оскорбительно-издевательское отношение к представлениям, интересам и ценностям старших поколений семьи, побуждающая к конфликтам с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами, другими близкими людьми;

б) направленная на формирование отрицательного образа беременности, материнства, отцовства, на формирование искажённого представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения и о преимуществе отказа от деторождения над рождением детей, на формирование положительного отношения к бездетности и желания отказаться от деторождения, на формирование пренебрежительно-уничижительного и неприязненного отношения к маленьким детям;

в) оправдывающая или пропагандирующая детям образы внебрачных половых связей, супружеских измен, ненормальных (нетрадиционных) форм семейной жизни;

7) продукция, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу или причиняющих вред их жизни и (или) здоровью, формирующая склонность к таким действиям:

а) побуждающая к намеренному нанесению себе ран, травмированию себя или к причинению иного вреда своему здоровью, побуждающая к самоубийству, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

б) направленная на оправдание и романтизацию в сознании ребёнка групповой насильственной смерти или группового суицида;

в) формирующая у детей выраженный интерес и побуждающая их к употреблению наркотических, психотропных, одурманивающих или иным образом негативно изменяющих состояние психики веществ;

г) формирующая у детей выраженный интерес и побуждающая их к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции;

д) формирующая у детей выраженный интерес и побуждающая их к табакокурению, употреблению никотиносодержащей продукции (или её аналогов);

е) провоцирующая у детей отказ от нормального здорового питания и провоцирующая болезненную анорексию;

ж) направленная на искусственное провоцирование депрессивных состояний у ребёнка, чувств подавленности, непонятости, отверженности и одиночества, равнодушия ко всему детскому;

з) провоцирующая у детей конфликты в сознании посредством сочетания психологически несочетаемого в формировании положительных образов зла и в размывании границ между добром и злом;

и) побуждающая детей заниматься бродяжничеством или попрошайничеством;

к) формирующая у детей выраженный интерес и побуждающая их к совершению опасных для их жизни и здоровья действий, в том числе проезду снаружи железнодорожных транспортных средств, к опасному для жизни производству экстремальных собственных фото (селфи);

л) формирующая у детей выраженный интерес и побуждающая их к участию в азартных играх;

8) продукция, направленная на разрушение и (или) противодействие формированию и укреплению гражданственности и патриотических ценностей и установок в сознании детей:

а) формирующая у детей выраженный интерес и побуждающая их к участию на стороне противников России в играх или в игровой реконструкции военных событий прошлых эпох или текущих военных событий, формируя у детей установки восхищения противниками России в военных событиях прошлого и настоящего;

б) направленная на формирование у детей уничижительного и пренебрежительно негативного отношения к России, в том числе к Российскому государству, к российской истории и культуре, к русскому народу и (или) какому-либо другому народу (народам) Российской Федерации, к единому многонациональному народу Российской Федерации;

в) направленная на формирование у детей и побуждающая их к выражению неуважения к государственной символике и атрибутике Российского государства, Вооружённых сил Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, а также к объектам исторической памяти Российской Федерации;

9) продукция, являющаяся выраженно непристойной и посягающая на нравственные чувства и человеческое достоинство ребёнка или других лиц:

а) содержащая в надписях или выражающая вербально (посредством встроенных речевых устройств) нецензурную брань, непристойные, в том числе грубые обсценные или матерные, слова и выражения, а также воспроизводящая оскорбительные слова и выражения в адрес ребёнка и (или) его родных и близких;

б) визуально демонстрирующая непристойные жесты;

в) изображающая возбудителей инфекций, передающихся половым путём;

г) натуралистически изображающая экскременты человека;

10) направленная на формирование у детей аморальных эгоцентрических установок и моделей поведения, связанных с культом наживы и алчности.

Статья 7. Использование слов «игрушка» и «кукла», производных от них слов, а также транслитерируемых с иностранных языков на русский язык аналогов таких слов в наименованиях детских игрушек и видов детских игрушек

Запрещается использование слов «игрушка» и «кукла», производных от этих слов, а также транслитерируемых с иностранных языков на русский язык аналогов таких слов на упаковках, на иной потребительской таре, в сертификатах, прейскурантах цен, рекламе, на ценниках, в базах артикулов товаров, документах товарной номенклатуры, иных торговых или производственных документах для наименований следующих изделий:

1) средств контрацепции, специальных эрогенных стимуляторов, а также иных предметов, предназначенных для сексуальной стимуляции, в том числе выполненных в форме человеческого тела или отдельных его частей;

2) продукции, имеющей признаки, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона;

3) иных предметов, непосредственно не относящихся к детским игрушкам.

Статья 8. Добровольная экспертиза детских игрушек и обязательная экспертиза детских игрушек

1. В отношении детских игрушек осуществляется обязательный технический и санитарно-эпидемиологический контроль, порядок которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. При выявлении наличия у продукции, определяемой производителем, продавцом, иными лицами в качестве детской игрушки, признаков, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, при наличии обращений о проведении экспертизы указанной продукции либо в рамках проведения государственными контрольными (надзорными) органами проверки может быть назначена экспертиза такой продукции (обязательная экспертиза).

3. В отношении детских игрушек может проводиться добровольная экспертиза.

4. Положительные результаты добровольной экспертизы и основанной на этом сертификации детской игрушки являются обязательным условием для осуществления государственных и муниципальных закупок детских игрушек для образовательных учреждений дошкольного и дополнительного образования, образовательных учреждений интернатного типа, детских медицинских и медико-социальных учреждений.

5. Виды экспертизы, проводимой в отношении детских игрушек:

1) психологическая, педагогическая, психолого-педагогическая или социально-психологическая;

2) психолого-лингвистическая или юридико-лингвистическая;

3) культурологическая;

4) санитарная;

5) криминологическая.

6. Добровольная экспертиза и обязательная экспертиза детских игрушек проводятся специалистами, экспертными органами и экспертными организациями в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере обеспечения качества и безопасности детских игрушек.

7. Для проведения добровольной экспертизы и обязательной экспертизы детской игрушки могут привлекаться штатные и внештатные эксперты и создаваться экспертные комиссии, состоящие из экспертов разных специальностей (в том числе специалистов в области детской психиатрии и детской психологии, детской физиологии, педагогики и других областях), имеющих соответствующее высшее профессиональное образование и специальные знания в соответствующей области знаний. В качестве экспертов для проведения добровольной экспертизы и обязательной экспертизы не могут привлекаться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, осужденные ранее за преступления против семьи и несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против общественной нравственности, а также лица, заинтересованные в результатах экспертизы.

8. Экспертиза детских игрушек, производимая по фактам нарушения требований к качеству и безопасности детских игрушек, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Правом на обращение о проведении экспертизы, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, обладают:

1) уполномоченные по правам ребёнка Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) организации по защите прав потребителей;

3) зарегистрированные в установленном законом порядке общественные объединения родителей несовершеннолетних;

4) родители, которые приобрели для своих малолетних детей в качестве детских игрушек изделия, опасные для их здоровья и (или) физического, интеллектуального, психического, духовного, нравственного развития;

5) педагогические работники и руководители образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и образовательные программы общего образования;

6) детские общественные объединения.

10. Для проведения предусмотренной настоящей статьёй экспертизы детских игрушек могут создаваться специальные экспертные советы при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения качества и безопасности детских игрушек.

11. Организация информирования о результатах проведения экспертизы детской игровой продукции осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере обеспечения качества и безопасности детских игрушек.

Статья 9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об обеспечении качества и безопасности детских игрушек

При выявлении государственным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об обеспечении качества и безопасности детских игрушек, факта несоответствия продукции, произведённой, распространяемой либо планируемой к производству и (или) распространению в качестве детской игрушки, установленным настоящим Федеральным законом требованиям, он обязан потребовать от производителя или распространителя такой продукции, не соответствующей указанным требованиям, принять меры по устранению выявленных нарушений или отозвать (изъять) партию такой продукции из оборота в течение определённого периода времени, соответствующего связанным с указанной продукцией рискам.

Статья 10. Государственная поддержка разработки, производства и продвижения детских игрушек в Российской Федерации

1. В Российской Федерации осуществляется государственная поддержка производства детских игрушек, соответствующих традициям и культуре народов России, способствующих надлежащему физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному, творческому развитию детей, их обучению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, эстетических ценностей, присущих российской культуре, и традиций народов Российской Федерации, а также сохранению культурной идентичности российского общества. Указанная государственная поддержка осуществляется посредством:

1) государственного софинансирования производства и продвижения детских игрушек;

2) финансового и налогового стимулирования разработки и производства детских игрушек, воплощающих российские традиции, связанные с детской игрушкой, а также разработки и производства современных детских игрушек, в том числе военно-патриотических и военно-исторических игрушек, связанных с отечественными воинскими традициями, а также кукол в традиционных нарядах народов России, с обеспечением их высокого качества и доступности по цене;

3) финансового и налогового стимулирования импорта детских игрушек среднего ценового сегмента, при условии отсутствия аналогичных детских игрушек, производимых в Российской Федерации;

4) поддержки осуществления просветительской деятельности, направленной на популяризацию детских игрушек отечественных производителей;

5) содействия проведению фестивалей, конкурсов, выставок и других мероприятий, участия производителей национальной детской игрушки в международных фестивалях и других международных культурных и выставочных мероприятиях, посвящённых детским игрушкам;

6) содействия сохранению и развитию материально-технической базы отрасли детской игровой продукции.

2. В Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется особая поддержка национальной детской игрушки, отвечающей следующим требованиям:

1) детская игрушка способствует воспитанию детей на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, культурных традиций народов Российской Федерации, традиций патриотизма и гражданственности, присущих российскому обществу, а также способствует сохранению культурной идентичности российского общества;

2) автор (создатель) детской игрушки является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации;

3) в состав руководящего органа организации – производителя детской игрушки входит не более чем 10 процентов лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, либо предприниматель без образования юридического лица – производитель детской игрушки является гражданином Российской Федерации;

4) доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале организации – производителя детской игрушки не превышает 20 процентов на день подачи заявки о признании продукции национальной детской игрушкой;

5) детская игрушка способствует воспитанию детей на основе традиционных российских духовно-нравственных, культурно-исторических, военно-патриотических ценностей и традиций народов Российской Федерации, а также сохранению культурно-цивилизационной идентичности российского общества;

6) не менее чем 85 процентов общего объёма работ или от общего объёма комплектующих деталей в сметных ценах по производству детской игрушки, осуществляется организациями – производителями детской игрушки, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;

7) иностранные инвестиции в производство детской игрушки не превышают 20 процентов сметной стоимости продукции.

3. Порядок оказания государственной поддержки разработки, производства и продвижения детских игрушек в Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации


Примечания

1. Данный проект федерального закона инициативно подготовлен с учётом его (так же инициативного) прообраза от 2008 года «О детской игровой продукции», концепция которого была опубликована в: Понкин И.В., Абраменкова В.В. и др. О необходимости совершенствования законодательства о детской игрушке и о компьютерных и иных электронных играх / Сост. И.В. Понкин. – М., 2008. – 58 с. <https://moral-law.ru/index.php?p=post&id=211>; Понкин И.В., Абраменкова В.В. и др. Концепция проекта федерального закона «О детской игрушке» // Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (Проект, июнь 2008 г.). Ч. II. Описание проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, необходимость принятия которых обусловлена настоящей Концепцией / Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре и Комитет по делам молодёжи Гос. Думы ФС РФ; Общ. совет ЦФО. – М., 2008. – 413 с. – С. 191–223.

См. также: Понкин И.В., Абраменкова В.В. Антиигрушки: актуальность проблемы, понятие и классификация // Ветеранские вести. – 24.01.2024. <https://vvesti.com/obshchestvo/ponkin-iv-abramenkova-vv-antiigruski-aktualnost-problemy-ponatie-i-klassifikacia>. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Лепта, 2006. – 640 с. Абраменкова В.В. Кукла как антропоморфизированный объект в духовно-нравственном развитии ребёнка // Человек и Вселенная: поиск гармонии: Сб. матер. Междунар. науч.-богосл. конф. «Бог – человек – мир» (14–15.03.2023) / СДА, МинДА. – М.: Сретенская духовная академия, 2023. – 216 с. – С. 150–171. Понкин И.В., Абраменкова В.В. Комплексное заключение по объекту (изделию) Хагги Вагги, позиционируемому производителями и продавцами как «детская игрушка» // Ветеранские вести. – 02.10.2022. <https://vvesti.com/security/kompleksnoe-zaklucenie-po-obektu-izdeliu-haggi-vaggi-pozicioniruemomu-proizvoditelami-i-prodavcami-kak-detskaa-igruska>.

2. Принцип 7 Декларации прав ребёнка от 20.11.1959 устанавливает, что, «ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр...». Согласно пункту 2 Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.2000, «дети мира невинны, уязвимы и зависимы... Их время должно быть временем ... игр...». См. также: Понкин И.В. К вопросу о содержании и гарантиях прав ребёнка на игру и на игрушки // Право и управление. XXI век. – 2013. – № 4. – С. 38–44.

3. Лексическая конструкция «физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие» детей употреблена в пункте 5 Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Указом Президента РФ от 17.05.2023 № 358. Лексическая конструкция «здоровье и (или) физическое, психическое, духовное, нравственное развитие» детей употреблена в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

4. Термин «благо» употреблён в правовой дефиниции понятия «образование» в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Термин «возрастосообразность» употреблён в целом ряде документов Минпросвещения России.

5. Лексическая конструкция «умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий» употреблена в приложении к Приказу Минтруда России от 02.04.2019 № 199н. Термин «сенсорно-перцептивный» употреблён в приложении к Приказу Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022. Термин «психомоторный» употреблён в приложении к Приказу Минпросвещения России от 08.11.2021 № 808 (ред. от 16.07.2025).

6. Термин «культуросообразность» употреблён в целом ряде документов Минпросвещения России, Минобрнауки России.

Контактный E-mail для направления замечаний и предложений по данному инициативному законопроекту: i@lenta.ru


Иллюстрация - авторства И.В. Понкина ©