Ветераны боевых действий представят уникальную выставку "My Way - мой путь"
С 14 по 23 мая 2021 года в Галерее классической фотографии пройдёт выставка "My Way - мой путь". В экспозицию вошли произведения живописи, графики и карикатуры – более ста работ троих самобытных художников, работающих в разных жанрах.
Это - Ренат Шафиков (майор спецназа ГРУ, участник боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе), Роман Генн (американский карикатурист, автор скандальных шаржей на Джорджа Буша, Барака Обаму, Билла и Хиллари Клинтон, Дональда Трампа, Джо Байдена) и Искандер Галиев (участник боевых действий в Афганистане в составе 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка, автор идеи и военный консультант культового фильма "9 рота").
Проект KudaGo побеседовал с Искандером Галиевым и узнал, что такое иронический постмодернизм, влияет ли военное прошлое на творчество и как, создавая картины и фильмы, авторы открывают окна в иные миры.
- Искандер Исламгалиевич, что такое иронический постмодернизм, какие у него черты?
- Для меня иронический постмодернизм - не течение и не направление, а мировоззрение и состояние души. Это некоторая усталость от бурно прожитой молодости, ностальгические, иронические и критические воспоминания о ней. Ирония постмодерна по своей природе скептическая, поэтому она нарушает привычные людям стереотипы и банальности.
Я в своём творчестве отхожу от предметности и правдоподобия - к гротеску, фантазии и абсурду; от реализма - к новому сюрреализму, в чём-то даже к пародии. И часто мои картины по форме и по содержанию контрастируют с устоявшимися коллективными традиционными представлениями о живописи. Если попытаться сформулировать всё в одной фразе, то иронический постмодернизм - это ирония вместо пафоса.
- Художники с военным прошлым часто переносят свои воспоминания на холст, но только не вы. Во всяком случае, так не скажешь на первый взгляд. Это осознанное решение?
- Военное прошлое, конечно же, оставило свой след в моём сознании и на восприятии мира. Это яркая часть моей жизни. Военное прошлое можно сравнить с татуировкой эмблемы ВДВ, которые мы себе накололи по молодости в Афганистане, гордые тем, что попали служить в легендарные элитные десантные войска. Она остаётся с тобой навсегда, со временем становится блёклой, но даже если её свести, всё равно останется шрам.
Жизнь продолжается, и невозможно двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад. Я фиксирую свои воспоминания, эмоции на холсте и вовсе не обязательно, что только военные. Картин на военные темы у меня всего несколько. С той поры, когда я проходил службу в Афганистане, прошло более 30 лет, и эти годы были наполнены не менее яркими событиями и эмоциями, которые тоже зафиксированы, зашифрованы в моих картинах.
- Вы говорите, что "создавая картины, мы открываем окна в иные миры". Как это работает?
- Один из ведущих теоретиков искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти ещё в XIV веке именно так и сформулировал: "Живопись - это обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир". С тех пор никто лучше него не сказал. Правда, тогда кино ещё не изобрели, поэтому мне остаётся только добавить, что и живопись, и кино - это экраны, на которые автор проецирует свои самые сокровенные эмоции, раскрывает, делится со зрителем, впускает его в свой внутренний мир.
- Расскажите о своём образном мире. Как в нём сосуществуют герои массовой культуры и, скажем, символы восточной философии?
- По моему творчеству нетрудно догадаться, что восточная философия в моей жизни занимает значительное место, причём не только в живописи, но и в кино. В моём фильме "Путь" как раз одна из основных сюжетных линий - это роль учителя в жизни главного героя. И в живописи у меня несколько картин посвящены первому патриарху чань-буддизма по имени Бодхидхарма, или, как его ещё называют, Дамо.
А герои массовой культуры, как вы их называете, мирно сосуществуют с ним во всём культурном контексте человечества и, надеюсь, неплохо себя чувствуют и в моём образном мире, в моих картинах.
- Как вообще "читать" ваши картины? Они наполнены всевозможными аллюзиями, как тут быть неподготовленному зрителю?
- Уверен, что в наше время безграничного доступа к информации неподготовленных зрителей просто не осталось. Наоборот, надеюсь, что закодированные мной намёки, аллюзии, отсылки к известным фактам, произведениям, крылатым фразам попадут на подготовленную почву и дадут интеллектуальные плоды.
Могу напомнить известный афоризм Пауля Клее: "Искусство не отображает видимое, а делает его видимым". Случайные и неслучайные события в моей жизни переплавляются в картину, и, иногда только завершив работу, я неожиданно сам понимаю её скрытый смысл.
- Если в одну фразу уместить общий посыл вашей живописи, что это будет за фраза?
- Для меня картины - это вехи познания себя и осмысления жизненного пути.
- Кажется, что вам нравится творчество Николая Рериха. Так ли это? И какие вообще художники оказали на вас влияние?
- Конечно, Николай Рерих - совершенно уникальный художник. Его творчество настолько своеобразно и характерно, что не умещается в рамки ни одного из существующих жанров и направлений в живописи. Он совершил так много, как будто в нём были заложены физические и духовные силы сразу нескольких людей. Он близок мне своим характером, основательностью, целеустремленностью, выносливостью и трудоспособностью.
Трудно перечислить всех художников, которые на меня оказали влияние: их слишком много. Ответ на вопрос превратился бы в небольшую лекцию по истории искусства. Назову наиболее близких мне по духу экспрессионистов: Василий Кандинский, Пауль Клее, Август Маке, Франц Марк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Чарльз Демут, Макс Бекман и другие.
Узнать больше о выставке "My Way - мой путь" можно по ссылке.